АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» УТВЕРЖДЕНО Директор АНО ДПО "ВАМО" ________________ Антонова Е. А. "____"_____________ 2021 г. ПОЛОЖЕНИЕ о системе дистанционного обучения в АНО ДПО «ВАМО» г. Санкт-Петербург, 2021 АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Оглавление 1. Общие положения ............................................................................................. 3 2. Основные термины и определения .................................................................. 3 3. Цели и задачи системы дистанционного обучения ......................................... 4 4. Порядок обучения с использованием ДОТ ..................................................... 4 5. Права и обязанности участников процесса реализации ДПП с применением ДОТ ................................................................................................... 5 6. Порядок реализации дополнительных профессиональных программ в заочной форме с применением ДОТ ...................................................................... 6 АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом слушателей АНО ДПО «Высшая Академия Медицинского Образования» (далее – Учебный Центр), регламентирующим порядок использования системы дистанционного обучения в образовательном процессе. 1.2. Настоящее Положение разработано на основании: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письма Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года N ВК-1013/06 «Об Методических рекомендациях по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ» иных локальных актов Центра, утвержденных директором. 1.3. Действие Положения распространяется на всех педагогических работников и обучающихся Учебного центра. 2. Основные термины и определения 2.1. Электронное обучение (ЭО) - реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационнотелекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включает в себя использование дистанционных образовательных технологий; использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы. 2.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии слушателей и педагогических работников. 2.3. Дистанционное обучение (ДО) - организация образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий на базе системы дистанционного обучения. 2.4. Информационные технологии ДО - технологии создания, передачи, хранения и воспроизведения (отображения) учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса обучения с применением ДОТ. 2.5. Информационно-образовательная среда (ИОС) - система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающая условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. ИОС включает в себя электронные АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 2.6. Система дистанционного обучения (СДО) - система управления информационной образовательной средой, позволяющая организовать полный цикл дистанционного обучения в Учебном центре. СДО обеспечивает: организацию и информационную поддержку образовательной деятельности с применением дистанционных технологий; управление пользователями всех категорий; хранение, обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов; взаимодействие участников дистанционной учебной деятельности; мониторинг дистанционной учебной деятельности. 2.7. Дистанционные занятия - все типы и формы занятий, проводимых с применением дистанционных образовательных технологий. 2.8. Электронный учебно-методический ресурс (ЭУМР) - это учебно-методические материалы на электронных носителях и их сетевые версии, содержащие систему обязательных базовых знаний, умений и навыков по дисциплине. 3. Цели и задачи системы дистанционного обучения 3.1. Целью использования СДО в образовательной деятельности является: реализация государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; повышение качества, доступности, востребованности образовательных услуг; обеспечение непрерывности и безотрывное процесса повышения квалификации. 3.2. Дистанционное обучение позволяет решить следующие задачи: повышение конкурентоспособности дополнительных профессиональных программ за счет совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и построения индивидуальных траекторий обучения; снижение затрат на проведение обучения; усиление личностной направленности процесса обучения, интенсификация самостоятельной работы слушателей; обеспечение открытого доступа к различным информационным ресурсам в любое удобное для слушателя время; обеспечение опережающего характера системы дополнительного профессионального образования, ее нацеленности на повышение образовательного и культурного уровня населения; создание условий для применения системы контроля качества методических электронных ресурсов. 4. Порядок обучения с использованием ДОТ 4.1. Реализация дополнительной профессиональной программы с применением ДОТ осуществляется в соответствии с учебными планами, учитывающими особенности дистанционного обучения. 4.2. Учебный центр самостоятельно определяет соотношение объема проведенных учебных занятий с применением ДОТ. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 4.3. При обучении с применением ДОТ каждому слушателю обеспечивается доступ к информационному и программному обеспечению СДО через сеть Интернет в объеме, необходимом для освоения соответствующей ДПП. 4.4. Обучение по ДПП с применением ДОТ основывается на обязательном сочетании активных форм дистанционных занятий и самостоятельной работы слушателей с электронным учебно-методическим ресурсом. 4.5. Учебный центр организует учебно-методическую помощь обучающимся в ходе освоения ДПП с применением ДОТ главным образом в форме консультаций с использованием средств телекоммуникаций. 4.6. Реализация ДПП с применением ДОТ реализуется в следующих формах взаимодействия слушателей и преподавателей Учебного центра: асинхронной организации учебной деятельности, которая обеспечивает слушателю возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время и общение с преподавателями с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени; синхронной организации учебной деятельности, которая предусматривает проведение учебных мероприятий и общение слушателя с преподавателями в режиме реального времени средствами ИКТ. 4.7. Основными видами учебной работы при реализации ДПП с применением ДОТ являются следующие: лекция; практическое и семинарское занятие; консультация индивидуальная и групповая; тестирование; самостоятельная работа слушателей, включающая работу с электронными образовательными ресурсами, в т. ч. с ресурсами, размещенными в сети Интернет. 4.8. Консультирование слушателей по изучаемым модулям осуществляется преподавателем посредством электронных средств связи (электронная почта, телефон, встроенные средства системы и другие инструменты коммуникации). Консультирование слушателей, проводимое в асинхронной форме, предполагает, что максимальное время ожидания слушателями ответа преподавателя не должно превышать 48 часов, исключая выходные и праздничные дни. 4.9. Сохранение сведений о результатах итоговой аттестации слушателей на электронных носителях является обязательным. 5. Права и обязанности участников процесса реализации ДПП с применением ДОТ 5.1. Преподаватели, обеспечивающие реализацию ДПП с применением ДОТ, должны иметь соответствующую подготовку и отвечать определенным требованиям. 5.2. Преподаватель имеет право при создании электронного учебно-методического ресурса оформить на него авторское право. 5.3. Преподаватель должен: обладать специальными знаниями и умениями в области методики и педагогики дистанционного обучения; обеспечивать процесс эффективного педагогического планирования, конструирования и разработки электронного учебно-методического ресурса; владеть компьютерными информационными и коммуникационными АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» технологиями, в том числе - методами работы в системе дистанционного обучения Учебного центра; уметь подготовить и провести групповые занятия (используя как традиционные технологии обучения, так и опосредованное взаимодействие слушателя и преподавателя) на основе организованных информационных технологий с использованием игровых, тренинговых и других методов проведения активных групповых занятий; обеспечивать единство учебной, социально-коммуникативной и профессиональной сред; соблюдать регламент ведения обучения с применением ДОТ, в том числе находиться в СДО в соответствии с календарным графиком учебного курса; соблюдать требования технологии дистанционного обучения, включая организацию самостоятельной работы слушателей и контроль над ней, мотивацию слушателей к обучению и т. п.; систематически повышать квалификацию в области дистанционного обучения. 5.4. Обучающийся имеет право: получить доступ к электронному учебно-методическому ресурсу в рамках дистанционного обучения согласно календарному учебному графику курса; знать полную информацию, касающуюся процесса организации учебной деятельности; получать консультацию преподавателей в процессе изучения ДПП через СДО или с использованием средств телекоммуникации. 5.5. Слушатель обязан: ознакомиться с инструкцией по работе с системой дистанционного обучения; выполнять в установленные сроки все виды учебных заданий по ДПП с применением ДОТ; проходить промежуточную и итоговую аттестацию согласно учебнотематическому плану ДПП. 6. Порядок реализации дополнительных профессиональных программ в заочной форме с применением ДОТ 6.1. Реализация ДПП в заочной форме с применением ДОТ осуществляется Учебным центром путем организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде. Все коммуникации слушателя с педагогическими работниками осуществляются посредством дистанционной платформы. 6.2. При реализации ДПП в заочной форме с применением ДОТ Учебный центр: создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение слушателями ДПП в полном объеме независимо от их места нахождения; обеспечивает идентификацию личности слушателя и контроль соблюденияусловий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 6.3. На сайте Учебного центра размещается: информация для слушателей, которая включает описание подхода к обучению по ДПП в заочной форме с применением ДОТ; инструкция по работе в системе дистанционного обучения. 6.4. При реализации ДПП в заочной форме с применением ДОТ Учебный центр ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 6.5. В период обучения слушатель осуществляет вход в информационнообразовательную систему, самостоятельно изучает учебные материалы и проходит промежуточную аттестацию. 6.6. На этапе завершения обучения слушатель выполняет итоговую аттестационную работу в соответствии с требованиями, утвержденными ДПП и размещенными в системе дистанционного обучения. Проверка итоговой аттестационной работы осуществляется аттестационной комиссией. 6.7. Слушателю, успешно прошедшему итоговую аттестацию, направляется заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Сканированная копия удостоверения направляется на электронный адрес слушателя. 6.8. Фактом, подтверждающим получение слушателем документа, является уведомление о вручении адресату письма, дата и номер которого фиксируется в ведомости выдачи документов о квалификации.