программа_санитар (1)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ

ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАШЕГО
«САНИТАР»
(наименование программы)

Санкт-Петербург 2023

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программа профессиональной подготовки по профессии «Санитар (далееПрограмма) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства
образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения"
1.2. При разработке Программы учтены требования:
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников в сфере здравоохранения", утв. приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н;
Профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», утв. приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н.
Указанные требования реализуются в Программе путем изучения соответствующих
тем, занятий, промежуточной и итоговой аттестации.
Содержание Программы представлено пояснительной запиской, учебным планом,
рабочей программой, типовым расписанием занятий, системой оценки результатов
освоения программы профессиональной подготовки по должности служащего «Санитар»,
а также условиями реализации Программы и учебно-методическими материалами,
обеспечивающими реализацию Программы.
Учебный план содержит разделы (модули) теоретического и производственного
обучения с указанием времени, отводимого на освоение каждого раздела.
Раздел теоретического обучения включает изучение следующих тем (предметов):
Тема № 1. Организация профессиональной деятельности санитара
Тема № 2. Инфекционная безопасность в медицинской организации
Тема № 3. Перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских
отходов
Тема № 4. Профессиональный уход за пациентом
Тема № 5. Транспортировки пациентов
Тема № 6. Уход за телом умершего человека
Раздел «Теоретическое обучение» реализуется, в том числе, с применением
дистанционных образовательных технологий (ДОТ), под которыми понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
Для реализации Программы с применением ДОТ в АНО ДПО «ВАМО» созданы
условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды,
включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные
ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий,
соответствующих технологических средств.
Применение ДОТ должно обеспечить освоение слушателями Программы в полном
объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Местом осуществления образовательной деятельности при применении ДОТ
является место нахождения АНО ДПО «ВАМО» независимо от места нахождения
обучающихся.
Реализация Программы исключительно с применением ДОТ не допускается.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел «Теоретическое обучение» включает итоговое аудиторное занятие.
Основным содержанием производственного обучения является стажировка
обучаемых на рабочих местах, которая проводится в пределах рабочего времени
обучающихся.
Цель стажировки - приобретение практических навыков обучаемыми для создания
благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации.
Стажировка проводится в организациях, направивших слушателей на обучение.
Стажировка проводится (по согласованию) под руководством работника организации,
направившего слушателя на обучение.
Стажировка проводится на основании задания на стажировку.
Организация и проведение стажировки оформляется распорядительным документом
руководителя организации, направившего слушателя на обучение.
Рабочая программа определяет рекомендуемую последовательность изучения
разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Образовательная деятельность по Программе организуется в соответствии с
расписанием, которое устанавливается АНО ДПО «ВАМО».
Условия реализации Программы содержат организационно-педагогические,
кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебнометодические материалы обеспечивают реализацию Программы.
Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и
развития практических навыков и компетенций объем практики.
Реализация Программы сопровождается проведением промежуточной аттестации
обучающихся.
При освоении Программы промежуточная аттестация обучающихся установлена:
после изучения раздела «Теоретическая подготовка»- в форме компьютерного
тестирования (проверки знаний);
после изучения раздела «Производственное обучение»- в форме защиты отчета о
стажировке.
Освоение
Программы
завершается
итоговой
аттестацией
в
форме
квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится с целью
определения соответствия полученных знаний, умений и навыков Программе и
установления на этой основе лицам, прошедшим обучение, квалификационных разрядов.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную
работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований,
указанных в профессиональном стандарте ««Младший медицинский персонал», утв.
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н», а также
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители
работодателей, их объединений.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен выдается свидетельство о
профессии рабочего, должности служащего. Образец свидетельства самостоятельно
устанавливается АНО ДПО «ВАМО».
Лицам, показавшие на квалификационном экзамене неудовлетворительные
результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из АНО
ДПО «ВАМО», выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу,
самостоятельно устанавливаемому АНО ДПО «ВАМО».

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Обучение по Программе осуществляется на основе договора об образовании,
заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся
оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
Программа может на добровольной основе иметь профессионально-общественную
аккредитацию.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися Программ, а также
хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются на бумажных и (или)
электронных носителях.
Перечень документов по результатам обучения, формы, порядок и сроки их
хранения определяет АНО ДПО «ВАМО» локальным нормативным актом.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАШЕГО
«САНИТАР»
(наименование программы)

2023

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель обучения: приобретение обучаемыми профессиональной компетенции для
создания благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской
организации.
Категория слушателей: лица имеющие среднее общее образование.
Планируемые результаты обучения:
В результате обучения слушатель должен знать:
виды упаковок (емкостей), контейнеров для материальных объектов и медицинских
отходов, правила герметизации упаковок для отходов различного класса опасности;
средства и способы перемещения и транспортировки материальных объектов,
медицинских отходов и обеспечения их сохранности в медицинской организации;
назначение и правила использования средств перемещения;
правила подъема и перемещения тяжестей с учетом здоровьесберегающих
технологий;
требования
инфекционной
безопасности,
санитарно-гигиенический
и
противоэпидемический режим при транспортировке материальных объектов;
инструкцию по сбору, хранению и перемещению медицинских отходов
организации;
схему обращения с медицинскими отходами;
правила гигиенической обработки рук;
алгоритм оказания первой помощи;
график проведения ежедневной влажной и генеральной уборки палат, помещений,
кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств;
способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов;
порядок содержания холодильников и условия хранения личных пищевых
продуктов пациентов;
правила инфекционной безопасности при выполнении трудовых действий;
правила хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств;
применение моющих и дезинфицирующих средств, используемых в медицинской
организации;
правила дезинфекции и предстерилизационной очистки медицинских изделий;
инструкции по проведению дезинфекции предметов ухода, оборудования,
инвентаря, емкостей многократного применения для медицинских отходов;
методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально
инфицированных отходов (материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью
и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы,
органические операционные отходы, пищевые отходы из инфекционных отделений,
отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, биологические
отходы вивариев; живые вакцины, не пригодные к использованию);
последовательность посмертного ухода;
Трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой
процесс, нормы этики и морали в профессиональной деятельности;
правила внутреннего трудового распорядка, лечебно-охранительного, санитарногигиенического и противоэпидемического режима медицинской организации;
правила применения средств индивидуальной защиты
В результате обучения слушатель должен уметь:
согласовывать действия с медицинским персоналом медицинской организации при
перемещении, транспортировке материальных объектов и медицинских отходов;

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
удалять медицинские отходы с мест первичного образования и перемещать в места
временного хранения;
производить транспортировку материальных объектов и медицинских отходов с
учетом требований инфекционной безопасности, санитарно-гигиенического и
противоэпидемического режима;
обеспечивать сохранность перемещаемых объектов в медицинской организации;
производить герметизацию упаковок и емкостей однократного применения с
отходами различных классов опасности;
использовать упаковку (пакеты, баки) однократного и многократного применения в
местах первичного сбора отходов с учетом класса опасности;
правильно применять средства индивидуальной защиты;
производить гигиеническую обработку рук;
оказывать первую помощь.
производить уборку помещений, в том числе с применением дезинфицирующих и
моющих средств;
применять разрешенные для обеззараживания воздуха оборудование и химические
средства;
поддерживать санитарное состояние холодильников для хранения личных пищевых
продуктов пациентов;
обеспечивать порядок хранения пищевых продуктов пациентов в холодильниках;
использовать моющие и дезинфицирующие средства при дезинфекции предметов
ухода, оборудования, инвентаря, емкостей многократного применения для медицинских
отходов;
использовать и хранить уборочный инвентарь, оборудование в соответствии с
маркировкой;
производить предстерилизационную очистку медицинских изделий;
производить обезвреживание отдельных видов медицинских отходов, обработку
поверхностей, загрязненных биологическими жидкостями;
правильно применять средства индивидуальной защиты.
производить посмертный уход;
Срок обучения: 300 часов.
Форма обучения: очно-заочная (с применением дистанционных образовательных
технологий).
Режим занятий: 8 часов в день.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

по рабочей специальности
«Санитар»
Цель: приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в области
обучения санитарии
Категории слушателей: лица, старше 18-ти лет, получающие рабочую профессию.
Форма обучения: очно-заочная, дистанционная
Режим занятий: 6-8 часов в день
Наименование дисциплин,
тем, предметов

Количество часов
Всего
В том числе
Теоретические Практические
занятия
занятия
1
2
3
4
1. Теоретическое обучение
Тема
№
1.
Организация
22
22
профессиональной деятельности
санитара.
Тема № 2. Инфекционная
64
64
безопасность в медицинской
организации
Тема № 3. Перемещение и
44
44
транспортировка материальных
объектов и медицинских отходов
Тема № 4. Профессиональный
64
64
уход за пациентом.
Тема
№
5.
Правила
24
24
транспортировки пациентов
Тема № 6. Уход за телом
26
26
умершего человека
Промежуточная
аттестация
4
4
(компьютерное тестирование)
Итого по разделу
248
248
-

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2. Производственное обучение
Стажировка на рабочем месте
40
Промежуточная
аттестация
4
4
(защита
результатов
стажировки)
Итого по разделу
44
4
Квалификационный экзамен
Квалификационный экзамен
8
4
Всего
300
256

40
-

40
4
44

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

по рабочей специальности
«Санитар»
Наименование дисциплин,
тем, предметов

Количество часов
Всего
В том числе
Теоретические Практические
занятия
занятия
1
2
3
4
1. Теоретическое обучение
Тема № 1. Организация
22
22
профессиональной
деятельности санитара.
Занятие
№
1.1
Основы
6
6
медицинского и
трудового права. Трудовые
отношения
в
медицинском
учреждении.
Занятие № 1.2. Организации
8
8
работы
санитара.
Функциональные обязанности,
ответственность
и
права
санитара.
Занятие
№
1.3
8
8
Профессиональное общение с
соблюдением норм и правил
деловой этики.
Итого по теме
22
22
Тема № 2. Инфекционная
64
64
безопасность в медицинской
организации
Занятие № 2.1. Санитарно8
8
эпидемиологический режим в
медицинской организации
Занятие 2.2. Внутрибольничные
16
16
инфекции.
Определение
и
распространенность
Занятие № 2.3. Инфекционная
16
16
безопасность,
инфекционный
контроль
Занятие № 2.4. Санитарное
16
16
содержание
помещений,
оборудования, инвентаря
Занятие № 2.5. Личная гигиена
8
8
санитара

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Итого по теме
Тема № 3. Перемещение и
транспортировка
материальных объектов и
медицинских отходов
Занятие № 3.1. Перемещение,
транспортировка, своевременная
доставка материальных объектов
и медицинских отходов в
медицинской организации
Занятие № 3.2. Правила и
нормативы
обращения
с
медицинскими отходами
Итого по теме
Тема № 4. Профессиональный
уход за пациентом.
Занятие № 4.1. Личная гигиена
больного.
Занятие 4.2. Основные принципы
лечебного питания. Кормление
больных.
Занятие
4.3.
Простейшие
физиотерапевтические
процедуры в организации ухода
за больным.
Занятие 4.4. Правила оказания
первой помощи
Итого по теме
Тема
№
5.
Правила
транспортировки пациентов
Занятие № 5.1. Организация
транспортировки
пациентов
между
больничными
учреждениями
Занятие
№
5.2.
Основы
безопасности
перемещения
пациента.
Организация
транспортировки пациентов в
больничных учреждениях
Итого по теме
Тема № 6. Уход за телом
умершего человека
Занятие № 6.1 Уход за телом
умершего человека
Итого по теме
Промежуточная
аттестация
(компьютерное тестирование)
Итого по разделу

64
44

64
44

-

22

22

-

22

22

-

44
64

44
64

-

16

16

-

16

16

-

16

16

-

16

16

-

64
24

64
24

12

12

12

12

24
26

24
26

26

26

26
4

26
4

-

248

248

-

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2. Производственное обучение
Стажировка на рабочем месте
40
Промежуточная
аттестация
4
4
(защита
результатов
стажировки)
Итого по разделу
44
4
Квалификационный экзамен
Квалификационный экзамен
8
4
Всего
300
256

40
-

40
4
44

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Организация профессиональной деятельности санитара.
Занятие № 1.1 Основы медицинского и трудового права. Трудовые отношения
в медицинском учреждении.
Виды медицинской помощи. Основные организационно-правовые формы
организаций здравоохранения. Социально-экономические модели здравоохранения.
Всемирная организация здравоохранения. Права граждан в области охраны здоровья.
Юридическая ответственность медицинских работников. Гражданско-правовые отношения
в здравоохранении. Медицинское страхование. Средства обязательного медицинского
страхования. Правовое регулирование труда медицинских работников: особенности
правового статуса и проблемы, имеющиеся в законодательстве. Конфликты в медицине.
Занятие № 1.2. Организации работы санитара. Функциональные обязанности,
ответственность и права санитара.
Нормативно-правовые акты регулирующие работу санитаров. Санитар должен
знать. Должностные обязанности санитара. Права санитара. Ответственность санитара.
Средствами индивидуальной защиты санитара в соответствии с типовыми отраслевыми
нормами и характером выполняемой работы. Профессиональный стандарт: «Младший
медицинский персонал». Основная цель вида профессиональной деятельности. Описание
трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности). Требования к образованию и обучению. Должностная
инструкция санитара(ки).
Занятие № 1.3 Профессиональное общение с соблюдением норм и правил деловой
этики.
Основные принципы служебного поведения медицинских работников. Служебное
поведение работников. Цель профессиональной деятельности медицинского работника.
Принципы деятельности медицинского работника. Недопустимые действия медицинского
работника. Профессиональная независимость. Взаимоотношения медицинского работника
и пациента. Уважение чести и достоинства пациента. Врачебная тайна. Моральная
поддержка пациента. Выбор медицинского работника. Взаимоотношения между
медицинскими
работниками.
Антикоррупционная
политика
в
организации
здравоохранения. Цели и задачи антикоррупционной политики. Обязанности работников
медицинских
организаций,
наделенных
организационно-распорядительными
полномочиями. Ответственность работников медицинских организаций. Дресс-код в
медицинской организации. Требования к внешнему виду сотрудников медицинских
организаций.
Тема № 2. Инфекционная безопасность в медицинской организации
Занятие № 2.1. Санитарно-эпидемиологический режим в медицинской организации
Требования к размещению и территории медицинских организаций (МО).
Требования к зданиям, сооружениям и помещениям. Требования к внутренней отделке
помещений. Требования к водоснабжению и канализации. Требования к отоплению,
вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений. Требования к естественному и
искусственному освещению. Требования к инвентарю и технологическому оборудованию.
Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических
мероприятий.
Занятие 2.2. Внутрибольничные инфекции. Определение и распространенность

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Внутрибольничные инфекции. Виды внутрибольничных инфекций. Историческая
справка и современное состояние внутрибольничных инфекций. Этиология современной
госпитальной инфекции. Понятие о госпитальном штамме возбудителя. Механизм развития
устойчивости к антибиотикам и химическим веществам у микроорганизмов.
Эпидемический
процесс
при
внутрибольничных
инфекциях.
Проявления
внутрибольничных
инфекций.
Профилактика
внутрибольничных
инфекций.
Противоэпидемические мероприятия. Оптимизация мер профилактики ВБИ с различными
путями передачи и борьбы с ними. Выявление и учет внутрибольничных инфекций. Общие
требования по дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации изделий
медицинского
назначения.
Дезинфекция
изделий.
Методы
дезинфекции.
Предстерилизационная очистка. Методы предстерилизационной очистки. Стерилизация.
Методы стерилизации. Дезинфекция рук. Гнойно-септические инфекции. Кишечные
инфекции (в т.ч. сальмонеллезы). Оптимизация принципов профилактики ВБИ
медицинского персонала. Специфическая иммунопрофилактика гепатита В.
Занятие № 2.3. Инфекционная безопасность, инфекционный контроль
Проблемы внутрибольничных инфекций. Основные пути профилактики ВБИ.
Основные элементы санитарно-противоэпидемического режима. Способы достижения
санитарно-противоэпидемического режима. Гигиена персонала. Гигиена пациента.
Контроль за состоя-нием здоровья медицинского персонала. Обработка изделий
медицинского назначения. Дезин-фекция. Предстерилизационная очистка. Стерилизация.
Современные требования. Методы дезинфекции для изделий медицинского назначения.
Антимикробная активность химических соединений. Причины коррозии металлических
ИМН и меры по её предотвращению. Причины старения медизделий из резины, латекса,
пластмассы и меры его предотвращения. Предстери-лизационная обработка изделий
медицинского назначения. Предъявляемые требования. Преимущества и недостатки
средств на основе ПАВ и ферментов. Стерилизация изделий медицинского назначения.
Предъявляемые требования. Методы стерилизации и факторы влия-ния. Методы обработки
медицинских изделий. Периодичность контроля ультрафиолетового бактерицидного
облучения химическими индикаторами.
Занятие № 2.4. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
Влажная уборка палат и других помещений, текущая и заключительная
дезинфекция. Чистота воздуха и вентиляция в палатах. Технология проведения текущей
уборки. Уборка палат. Уборка коридоров, холлов. Дезинфекция предметов медицинского
назначения и помещений в лечебно-профилактических учреждениях. Текущая уборка.
Генеральная уборка. Санитарно-гигиеническая уборка помещений: ванной, клизменной,
туалета в отделениях стационара. Дезинфекция кушеток, ветоши, уборочного инвентаря.
Занятие № 2.5. Личная гигиена санитара
Правила личной гигиены. Спецодежда, уход, хранение. Гигиеническая обработка
рук. Использование перчаток. Одежда медицинского персонала. Правила ношения
медицинской одежды. Стирка одежды персонала. Личные медицинские книжки.
Профилактика передачи парентеральных гепатитов и ВИЧ инфекции. Возможные пути
инфицирования медицинских работников. Возможные пути инфицирования пациентов.
Общие меры предосторожности. Аварийные ситуации. Аварийная аптечка Анти-Спид.
Тема № 3. Перемещение и транспортировка материальных объектов и
медицинских отходов
Занятие № 3.1. Перемещение, транспортировка, своевременная доставка
материальных объектов и медицинских отходов в медицинской организации

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сбор отходов в местах их образования. Накопление и временное хранение
необеззараженных отходов классов Б и В. Хранение контейнеров с отходами класса А.
Транспортирование отходов класса А. Перевозка необеззараженных отходов класса Б.
Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам. Технологический
журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении. Технологический
журнал учета медицинских отходов организации. Технологический журнал участка по
обращению с отходами. Содержание производственного контроля. Визуальная и
документальная проверка. Лабораторно-инструментальная проверка. Нормирование в
области обращения с отходами. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов. Порядок представления и контроля отчетности об образовании,
использовании, обезвреживании и размещении отходов. Технический отчет о неизменности
производственного объекта, используемого сырья и об обращении с отходами. Паспорт
опасного отхода. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Документы на право работы
с отходами I - IV класса опасности. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных,
переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Занятие № 3.2. Правила и нормативы обращения с медицинскими отходами
Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их
эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного
воздействия на среду обитания. Классификация медицинских отходов. Класс опасности.
Характеристика морфологического состава. Этапы сбора, временного хранения и
транспортирования медицинских отходов. Схема обращения с медицинскими отходами.
Требования к сбору медицинских отходов. Сбор отходов класса А. Сбор отходов класса Б.
Сбор отходов класса В. Сбор и временное хранение отходов класса Г. Сбор, хранение,
удаление отходов класса Д. Запреты при сборе медицинских отходов. Выбор методов
безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов. Физический метод
обеззараживания отходов. Химический метод обеззараживания отходов. Термическое
уничтожение медицинских отходов. Захоронение обезвреженных отходов.
Тема № 4. Профессиональный уход за пациентом.
Занятие № 4.1. Личная гигиена больного.
Правила проведения гигиенического душа. Правила проведения гигиенической
ванны. Правила проведения частичной санитарной обработки (обмывание, обтирание,
протирание больного). Создание состояния комфорта пациенту при соблюдении
постельного режима. Правила смены белья у тяжелого больного. Смена нательного белья.
Уход за кожей и профилактика пролежней. Профилактика пролежней. Подмывание
больных (женщин). Подача судна. Уход за полостью рта. Уход за глазами. Закладывание
глазной мази из тюбика. Закладывание глазной мази стеклянной палочкой. Уход за ушами.
Закапывание капель в ухо. Уход за носом. Уход за волосами. Осуществление санитарной
обработки пациента при педикулезе.
Занятие 4.2. Основные принципы лечебного питания. Кормление больных.
Индивидуализация питания. Обеспечение пищеварения при нарушении образования
пищеварительных ферментов. Стимулирование восстановительных процессов в органах и
тканях путём подбора необходимых пищевых веществ. Кормление больных. Активное
питание. Пассивное питание. Искусственное питание. Основные показания для
искусственного питания. Кормление пациента в постели. Если пациент нуждается в
активном кормлении. Введение питательной смеси через зонд. Уход за назогостральным
зондом.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Занятие 4.3. Простейшие физиотерапевтические процедуры в организации ухода за
больным.
Измерение температуры тела. Правила дезинфекции и хранения медицинских
термометров. Регистрация результатов термометрии. Особенности ухода за лихорадящими
больными. Физиотерапия. Применение холода. Холодовые процедуры. Сухой
согревающий компресс. Влажный согревающий компресс. Применение грелки. Лечебнодиагностические процедуры. Промывание желудка. Клизмы.
Абсолютные
противопоказания для всех видов клизм. Очистительная клизма. Сифонная клизма.
Послабляющая клизма. Лекарственная клизма. Питательная клизма (капельная клизма).
Выведение газов из кишечника при метеоризме. Газоотводная трубка.
Занятие 4.4. Правила оказания первой помощи
Перечень мероприятий по оказанию первой помощи и первоочередные действия при
оказании первой помощи пострадавшим. Порядок проведения сердечно- легочной
реанимации. Правила определения наличия сознания и самостоятельного дыхания. Правила
проведения надавливаний на грудную клетку. Последовательность проведения
искусственного дыхания. Удаление инородного тела из дыхательных путей приемом
Геймлиха. Последовательность оказания первой помощи пострадавшим при
травматических повреждениях. Первая помощь при наружном кровотечении. Правила
наложения жгута. Алгоритм подробного осмотра пострадавшего. Последовательность
оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях. Первая помощь при
поражениях электрическим током. Придание пострадавшему оптимального положения
тела.
Тема № 5. Правила транспортировки пациентов
Занятие № 5.1. Организация транспортировки пациентов между больничными
учреждениями
Транспортировка больных. Подготовка больного к процессу перевозки.
Организация перевозки больных. Организационные меры перевозки. Риски
транспортировки. Решение о транспортировке. Принципы безопасной транспортировки.
Требования к транспортному средству. Передача пациента. Экстренная перевозка больных.
Плановая перевозка больных. Коммерческая перевозка больных. Транспортировка больных
и пострадавших в машинах скорой помощи. Фиксация и транспортировка больных с
нарушением психической деятельности. Выбор способа траспортировки. Способы
транспортировки и укладывания на носилки больного в зависимости от характера и
локализации заболевания. Правила транспортировки больных.
Занятие № 5.2. Основы безопасности перемещения пациента. Организация
транспортировки пациентов в больничных учреждениях
Поддерживание пациента при ходьбе. Использование вспомогательных средств
перемещения пациента. Техника хождения на костылях. Техника хождения с ходунком.
Транспортировки тяжелобольного внутри учреждения. Транспортировка тяжелобольного
на каталке. Подготовка к транспортировке. Перемещение пациента на каталку (должно
осуществляться тремя медицинскими работниками). Осуществление транспортировки на
каталке. Транспортировка тяжелобольного на носилках. Осуществление транспортировки
на носилках: вниз и вверх по лестнице. Транспортировка тяжелобольного на креслекаталке. Подготовка к транспортировке. Перемещение пациента на кресло-каталку.
Осуществление транспортировки на кресле-каталке. Окончание транспортировки на
кресле-каталке.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема № 6. Уход за телом умершего человека
Занятие № 6.1 Уход за телом умершего человека
Виды смерти. Признаки смерти. Посмертные изменения. Подготовка тела умершего
к переводу в патологоанатомическое отделение. Порядок транспортировки в морг
биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных
организациях. Прием, регистрация, хранение и выдача трупов в медицинских моргах.
Изъятие и направление трупного материала на лабораторные исследования. Туалет тела
умершего человека.
Стажировка
Удаление медицинских отходов с мест первичного образования и перемещение в
места временного хранения. Транспортировка материальных объектов и медицинских
отходов с учетом требований инфекционной безопасности, санитарно-гигиенического и
противоэпидемического режима. Обеспечение сохранности перемещаемых объектов в
медицинской организации. Применение средства индивидуальной защиты. Уборка
помещений, в том числе с применением дезинфицирующих и моющих средств.
Применение разрешенных для обеззараживания воздуха оборудование и химические
средства. Поддержание санитарного состояния холодильников для хранения личных
пищевых продуктов пациентов. Обеспечение порядка хранения пищевых продуктов
пациентов в холодильниках. Использование моющих и дезинфицирующих средств при
дезинфекции предметов ухода, оборудования, инвентаря, емкостей многократного
применения для медицинских отходов. Использование и хранение уборочного инвентаря,
оборудования в соответствии с маркировкой. Очистка медицинских изделий.
Обезвреживание отдельных видов медицинских отходов, обработку поверхностей,
загрязненных биологическими жидкостями. Профессиональный уход за пациентом.
Правила транспортировки пациентов. Уход за телом умершего человека.
Квалификационный экзамен

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВКИ
1. Общие положения.
Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных
при освоении программы повышения квалификации, и приобретение практических
навыков и умений для их эффективного использовании при исполнении своих
должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется АНО ДПО «ЕЦПК» с учетом предложений
организаций, направивших слушателей на обучение, содержанием программы повышения
квалификации.
Сроки стажировки определяются дополнительной профессиональной программой
повышения квалификации исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки
составляет 40 часов (5 рабочих дней) и согласовывается с руководителем организации, где
она проводится.
Стажировка проводится, как правило, в организациях, направивших специалистов на
обучение.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может
предусматривать такие виды деятельности, как:
самостоятельную работу с учебными и научными изданиями;
приобретение профессиональных навыков;
непосредственное участие в немедикаментозном и медикаментозном лечении;
изучение организации медицинской деятельности медицинской организации;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно
исполняющего обязанности или дублера);
изучение организационной структуры организации, основных процессов и режимов
работы; видов применяемого оборудования (изделий) и правил его эксплуатации.
2. Организация стажировки.
Цель стажировки: приобретение практических навыков слушателями для создания
благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации.
Стажировка обучаемых проводится на основании Задания на стажировку, в котором
указывается:
фамилия, имя и отчество слушателя, направляемого на стажировку;
наименование организации, в которой проводится стажировка;
профессия;
период стажировки;
продолжительность стажировки, час.;
направление (программа) обучения;
содержание стажировки (вопросы, которые должны быть изучены и практически
отработаны в ходе стажировки);
срок представления отчета о стажировке.
Задание на стажировку утверждает руководитель АНО ДПО «ЕЦПК» или его
заместитель по учебной работе и заверяется печатью.
Задание на стажировку согласовывает руководитель организации, направившего
слушателя на обучение и заверяется печатью.
Задание на стажировку оформляется на каждого обучаемого.
3. По итогам стажировки каждый слушатель обязан предоставить отчет о
стажировке.
В отчете должно быть указано:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
фамилия, имя и отчество слушателя, прошедшего стажировку;
профессия;
наименование организации, в которой проводилась стажировка;
период стажировки;
продолжительность стажировки;
содержание стажировки (вопросы, которые были изучены и практически отработаны
в ходе стажировки).
Отчет о стажировке утверждает руководитель организации, в которой слушатель
проходил стажировку и заверяется печатью.
Отчет о стажировке согласовывает руководитель АНО ДПО «ЕЦПК» и заверяется
печатью.
Задание на стажировку и отчет о стажировке хранится в отчетных материалах,
формируемых в соответствии с установленным порядком.
4. Типовое задание на стажировку и типовой отчет о стажировке приведены
ниже.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Система оценки результатов освоения Программы включает:
промежуточную аттестацию;
квалификационный экзамен.
Промежуточная аттестация проводится:
в форме компьютерного тестирования (проверка знаний)- после изучения раздела
«Теоретическая подготовка»;
в форме защиты отчета о стажировке- после изучения раздела «Производственное
обучение».
Квалификационный экзамен проводится после изучения Программы. Лица,
получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче
квалификационного экзамена не допускаются.
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную
работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований,
указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах по
должности служащего «Санитар».
Для приема квалификационного экзамена приказом формируется квалификационная
комиссия. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители
работодателей, их объединений.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.
Для допуска к экзамену заявителю необходимо предъявить документ,
удостоверяющий его личность.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена по
решению комиссии может проводиться в форме компьютерного тестирования или
собеседования с членами комиссии.
При проведении компьютерного тестирования обучаемому предлагается ответить на
тестовые вопросы. На каждый вопрос экзаменуемому предлагается несколько вариантов
ответов, один из которых правильный.
Экзамен оценивается «Сдан» или «Не сдан».
Экзамен считается сданным, если заявитель правильно ответил не менее чем на 70 %
предложенных вопросов.
Экзамен считается не сданным, если заявитель правильно ответил менее чем на 70 %
предложенных вопросов.
Перечень предложенных вопросов и ответы, данные на них экзаменуемым,
распечатываются на печатающем устройстве и прилагаются к протоколу.
Перед началом компьютерного экзамена, экзаменуемый знакомится с программой,
правилами сдачи экзамена, указывает фамилию, имя, отчество; дату сдачи экзамена.
На подготовку и сдачу экзамена одним обучаемым отводится не более 45 мин.
Копия протокола о сдаче экзамена выдается экзаменуемым, как правило, в день сдачи
экзамена, но не позже трех дней со дня его проведения. Копия протокола должна быть
заверена в установленном порядке.
При проведении экзамена в форме собеседования формируются билеты из
приведенного ниже перечня вопросов:
виды упаковок (емкостей), контейнеров для материальных объектов и медицинских
отходов, правила герметизации упаковок для отходов различного класса опасности;
средства и способы перемещения и транспортировки материальных объектов,
медицинских отходов и обеспечения их сохранности в медицинской организации;

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
назначение и правила использования средств перемещения;
правила подъема и перемещения тяжестей с учетом здоровьесберегающих
технологий;
требования
инфекционной
безопасности,
санитарно-гигиенический
и
противоэпидемический режим при транспортировке материальных объектов;
инструкцию по сбору, хранению и перемещению медицинских отходов
организации;
схему обращения с медицинскими отходами;
правила гигиенической обработки рук;
алгоритм оказания первой помощи;
график проведения ежедневной влажной и генеральной уборки палат, помещений,
кабинетов с использованием дезинфицирующих и моющих средств;
способы обеззараживания воздуха и проветривания палат, помещений, кабинетов;
порядок содержания холодильников и условия хранения личных пищевых
продуктов пациентов;
правила инфекционной безопасности при выполнении трудовых действий;
правила хранения уборочного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств;
применение моющих и дезинфицирующих средств, используемых в медицинской
организации;
правила дезинфекции и предстерилизационной очистки медицинских изделий;
инструкции по проведению дезинфекции предметов ухода, оборудования,
инвентаря, емкостей многократного применения для медицинских отходов;
методы безопасного обезвреживания инфицированных и потенциально
инфицированных отходов (материалы, инструменты, предметы, загрязненные кровью
и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы,
органические операционные отходы, пищевые отходы из инфекционных отделений,
отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, биологические
отходы вивариев; живые вакцины, не пригодные к использованию);
последовательность посмертного ухода;
Трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой
процесс, нормы этики и морали в профессиональной деятельности;
правила внутреннего трудового распорядка, лечебно-охранительного, санитарногигиенического и противоэпидемического режима медицинской организации;
правила применения средств индивидуальной защиты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».