программа_сестринское дело 144ч

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Дополнительная профессиональная программа повышения
квалификации

«Сестринское дело» 144 часа
наименование программы

Санкт-Петербург, 2023

Пояснительная записка
Дополнительная
«Сестринское

профессиональная

дело»

является

программа

повышения

квалификации

нормативно-методическим

документом,

регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по
специальностям «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Организация
сестринского дела», в дополнительном профессиональном образовании специалистов со средним
профессиональным медицинским образованием.

Актуальность

дополнительной

профессиональной

программы

повышения

квалификации обусловлена тем, что в условиях модернизации здравоохранения
необходимо дальнейшее неуклонное повышение качества оказания медицинской помощи
населению различных возрастных периодов.
Дополнительная

профессиональная

образовательная

программа

повышения

квалификации «Сестринское дело» разработана в соответствии с требованиями:
1.

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об

образовании в Российской Федерации»;
2.

Приказа Министерства образования и Науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным профессиональным программам";
3.

Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об

основах охраны здоровья граждан Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с
03.10.2016 г.) («Собрание законодательства Российской Федерации», 28.11.2011г., №48,
ст. 61444);
4.

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по

специальности среднего профессионального образования, утвержденный приказом
Минобразования и науки РФ №502 от 12.05.2014 г.;
5.

Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации № 541н от 23.07.2010 г. «Об утверждении единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»»;
6.

Приказа Минздрава РФ от 05.06.98 № 186 "О повышении квалификации

специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием";

7.

Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 176н

от 16.04.2008 «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и
фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
8.

Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30

марта 2010 г. № 199н "О внесении изменений в Номенклатуру специальностей
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере
здравоохранения

Российской

Федерации,

утвержденную

приказом

Министерства

здравоохранения и социального развития России от 16 апреля 2008 г. № 176н";
9.
№

83н

Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2016
«Об

утверждении

фармацевтическим

Квалификационных

работникам

со

средним

требований

медицинским

к
и

медицинским

и

фармацевтическим

образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
09.03.2016, регистрационный №41337);
10.

Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от от 15

ноября 2012 года N 924н «Об утверждении Порядока оказания медицинской помощи по
профилю

"дерматовенерология"

(утв.

приказом

Министерства

здравоохранения

Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 924н)»;
11.

Постановления правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных

образовательных услуг» от 15 августа 2013 г. № 1406;
12.

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (утв.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502);
13.

Профессионального стандарта 02.065 «Медицинская сестра/медицинский

брат», утвержденный Министерством труда и социальной защиты РФ, от 31.07.2020 г. №
475н.

1.

Цель реализации программы

Цель дополнительной программы повышения квалификации специалистов со
средним

медицинским

образованием

по

специальностям

«Сестринское

«Сестринское дело в педиатрии», «Организация сестринского дела»,

дело»,

на тему:

«Сестринское дело» заключается в совершенствовании и повышении профессионального
уровня

в

рамках

имеющейся

квалификации,

получение

систематизированных

теоретических знаний, умений, необходимых в профессиональной деятельности.
2.

Планируемые результаты обучения

Результаты освоения программы должны соответствовать ранее полученным
знаниям, а также направлены на совершенствование профессиональных компетенций,
необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности или
совершенствования уже имеющихся знаний в вопросах осуществления сестринской
помощи населению.
В результате освоения программы повышения квалификации слушатель должен
усовершенствовать следующие знания, умения и навыки необходимые для качественного
выполнения профессиональной деятельности.
Слушатель должен знать:


законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в сфере
здравоохранения;



теоретические основы сестринского дела;



основы

лечебно-диагностического

процесса,

профилактики

заболеваний,

пропаганды здорового образа жизни;


правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;



правила

сбора,

хранения

и

удаления

отходов

лечебно-профилактических

учреждений;


основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного
медицинского страхования;



основы медицины катастроф;



правила ведения учетно-отчетной документации, основные виды медицинской
документации;



медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения;



основы трудового законодательства;



правила внутреннего трудового распорядка;



правила по охране труда и пожарной безопасности.

Слушатель должен владеть следующими умениями:


осуществлять подготовку централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) к
работе и стерилизацию медицинского инструментария;



проводить контроль качества дезинфекции и первичной обработки инструментария в
отделениях;



проводить предстерилизационную очистку медицинских изделий ручным и/или
механизированным способом;



осуществлять хранение стерильных упаковок, стерилизационных коробок, укладок в
ЦСО и выдачу стерильных упаковок, биксов, укладок на отделения медицинской
организации;



осуществлять

общение

с

пациентами

на

основе

принципов

медицинской

деонтологии;


вести медицинскую документацию;



осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;



ориентироваться в социальных, этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий в медицине;



применять способы профилактики профессионального выгорания;



ориентироваться в законодательстве в сфере охраны здоровья граждан;



обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

В результате освоения дополнительной программы повышения квалификации у
слушателя совершенствуются следующие компетенции и трудовые функции:
Универсальные компетенции:
УК. 1. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них
ответственность;
УК. 2. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
Общепрофессиональные компетенции:
ОПК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОПК. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОПК. 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.

ОПК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОПК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОПК. 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОПК. 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОПК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

повышение

квалификации.
ОПК. 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОПК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям
народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОПК. 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу и человеку.
ОПК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,
производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОПК. 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОПК. 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
ОПК. 15. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных.
ОПК. 16. Создавать благоприятную производственную среду в трудовом
коллективе.
Профессиональные компетенции (ПК):
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения,
пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний.
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему
суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с
участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их
использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий
медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных
состояниях.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными
помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности.
ПК 4.1. Организовывать подбор и расстановку среднего и младшего медицинского
персонала.
ПК 4.2. Организовывать рациональную работу исполнителей.
ПК 4.3. Определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах
и осуществлять контроль за их рациональным использованием.
ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества
сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.
ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской
документацией.
В диагностической деятельности:
ПК.

1.

Способностью

и

готовностью

выявлять

у

пациентов

основные

патологические симптомы и инфекционных заболеваний и постпрививочных осложнений,
используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом
законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать
закономерности функционирования органов и систем при заболеваниях и патологических
процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего,

осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и
проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические
мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;
ПК. 2. Осуществлять лечебно-диагностические взаимодействуя с участниками
лечебного процесса;
В лечебной деятельности:
ПК. 3. Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия
по уходу за пациентами;
ПК. 4. Способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия
при инфекционных заболеваниях и постпрививочных осложнениях, способных вызвать
тяжелые осложнения и (или) летальный исход, использовать методики их немедленного
устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
В реабилитационной деятельности:
ПК. 5. Способностью и готовностью применять различные реабилитационные
мероприятия (медицинские, социальные, психологические) для подготовки к плановому
обследованию;
ПК. 6. Способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального
режима

в

период

реабилитации

(двигательной

активности

в

зависимости

от

морфофункционального статуса);
В профилактической деятельности:
ПК. 7. Способностью и готовность обеспечивать инфекционную безопасность
пациентов и медицинского персонала, соблюдая правила санитарно-гигиенического и
санитарно-противоэпидемического

режимов,

асептики,

антисептики,

дезинфекции,

стерилизации изделий медицинского назначения;
В организационно-управленческой деятельности:
ПК. 8. Способностью и готовностью использовать нормативную документацию,
принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты,
международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную
систему

единиц

(СИ),

действующие

международные

классификации),

а

также

документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
педиатрического профиля в области профилактики инфекционных болезней;
ПК. 9. способностью и готовностью использовать знания организационной
структуры медицинских организаций педиатрического профиля, управленческой и
экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию
медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений

педиатрического профиля, проводить оценку эффективности современных медикоорганизационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских
услуг пациентам.
Трудовые функции:
A/5. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по
профилю "Сестринское дело";
A/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях;
A/02.5. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с
оказанием медицинской помощи;
A/03.5.

Проведение

мероприятий

по

профилактике

неинфекционных

и

инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни;
A/04.5.
находящегося

Ведение
в

медицинской

документации,

распоряжении

организация

медицинского

деятельности
персонала.

3. Содержание программы
3.1.

Учебный план

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Сестринское дело»
Цель: совершенствование общих и профессиональных компетенций специалистов со
средним медицинским образованием по профилю работы
Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным образованием,
имеющие сертификат или свидетельство об аккредитации (диплом о профессиональной
переподготовке) по специальностям

«Сестринское дело»,

«Сестринское дело

в

педиатрии», «Организация сестринского дела».
Срок обучения: 144 часа.
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения дистанционных
образовательных технологий.
№
п/п

Наименование разделов (модулей)

Всего
часов

В том числе
Лекции

Практика/семинар

Форма
контроля

Модуль 1. Система и политика
здравоохранения в Российской
Федерации.

6

6

-

-

Модуль 2. Актуальные вопросы
сестринского дела.

8

8

-

-

Модуль
3.
Организация
централизованных
стерилизационных в лечебнопрофилактических учреждениях.

16

16

-

-

4.

Модуль 4. Технология работы на
аппаратах,
работающих
под
давлением.

24

24

-

-

5.

Модуль
5.
дезинфекция.

48

48

-

-

6.

Модуль 6. Контроль за ЦСО и
стерилизационной аппаратурой.

14

14

-

-

Модуль 7. Инфекционная
безопасность и инфекционный
контроль.

24

24

-

-

Итоговая аттестация

4

-

-

Тестовый
контроль

144

140

-

4

1.

2.
3.

7.
8.

Стерилизация

ИТОГО

и

3.2.

Учебно-тематический план

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Сестринское дело»
№

Наименование разделов (модулей) и тем

п/п

Всего,
час.

В том числе
Лекции

Практические
и лабораторные
занятия

1
1.

2
Модуль 1. Система и политика

3

4

5

6

6

-

2

2

-

здравоохранения в Российской Федерации.
1.1.

Концепция развития сестринского дела на
современном этапе.

1.2.

Медицинская этика, деонтология, биоэтика.

2

2

-

1.3.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического

2

2

-

8

8

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

16

16

-

4

4

-

режима в медицинской организации.
2.

Модуль 2. Актуальные вопросы
сестринского дела.

2.1.

Стандартизация деятельности медсестры как
основа качества и эффективности медицинской
помощи.

2.2.

Биомедицинская этика, этика, деонтология,
деловой этикет, имидж.

2.3.

Технологии выполнения простых медицинских
услуг.

2.4.

Правовые основы в работе медицинского
персонала. Права и ответственность.

3.

Модуль 3. Организация централизованных
стерилизационных

в

лечебно-

профилактических учреждениях.
3.1.

Основные

принципы

организации

централизованных

стерилизационных

отделений
3.2.

Организация

работы

медицинской

сестры

4

4

-

Требования к помещениям для установки

4

4

-

центрального

4

4

-

Модуль 4. Технология работы на аппаратах,

24

24

-

6

6

-

6

6

-

ЦСО.
3.3.

паровых стерилизаторов и безопасности при их
эксплуатации.
3.4.

Стандарты

оснащения

стерилизационного отделения.
4.

работающих под давлением.
4.1.

Стерилизация

паровым

методом

(водяной

насыщенный пар под избыточным давлением).
4.2.

Паровые

стерилизаторы.

Требования

безопасности.
4.3.

Медицинский паровой стерилизатор автоклав.

6

6

-

4.4.

Инструкция по охране труда при

6

6

-

Модуль 5. Стерилизация и дезинфекция.

48

48

-

5.1.

Санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ

4

4

-

5.2.

Дезинфекция в ЛПМО.

4

4

-

5.3.

Предстерилизационная

4

4

-

4

4

-

4

4

-

обслуживании стерилизаторов (автоклавов).
5.

очистка,

этапы,

способы, контроль качества, средства.
5.4.

Предстерилизационная очистка медицинских
изделий как важнейший этап стерилизации.

5.5.

Упаковка и укладка изделий медицинского
назначения.

5.6.

Виды, методы и способы стерилизации.

4

4

-

5.7.

Заключительная дезинфекция.

4

4

-

5.8.

Приготовление растворов дезинфицирующих

4

4

-

средств.
5.9.

Практически стерильные инструменты.

4

4

-

5.10.

Алгоритм выполнения манипуляций.

4

4

-

5.11.

Дезинфектанты и их применение.

4

4

-

5.12.

Дезинфекция и стерилизация медицинского

4

4

-

14

14

-

6

6

-

инструментария.
6.

Модуль 6. Контроль за ЦСО и
стерилизационной аппаратурой.

6.1.

Инструкция по охране труда при работе на
паровых стерилизаторах.

6.2.

Производственная инструкция.

4

4

-

6.3.

Требования безопасности при работе на

4

4

-

24

24

-

паровых стерилизаторах.
7.

Модуль 7. Инфекционная безопасность и
инфекционный контроль.

7.1.

Внутрибольничные инфекции.

4

4

-

7.2.

Инфекционный контроль.

4

4

-

7.3.

Профилактика,

4

4

-

диагностика

и

лечение

коронавирусной инфекции (COVID-19).
7.4.

Дезинфекция в ЛПМО.

4

4

-

7.5.

Дезинфекция и стерилизация медицинского

4

4

-

4

4

-

4

-

тестирование

144

140

4

инструментария.
7.6.

Факторы, влияющие на эффективность
дезинфекционных мероприятий.

8.

Итоговая аттестация
ИТОГО

Календарный учебный график

3.3.

дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Сестринское дело»
№

Наименование модулей и тем

Кол-во Календарный

п/п

часов

период
(дни цикла)

1
1.

2

3

Модуль 1. Система и политика здравоохранения в

6

4
1 день цикла

Российской Федерации.
1.1.

Концепция развития сестринского дела на современном

2

этапе.
1.2.

Медицинская этика, деонтология, биоэтика.

2

1.3.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в

2

медицинской организации.
2.
2.1.

Модуль 2. Актуальные вопросы сестринского дела.

8

с 2 по 3 день

Стандартизация деятельности медсестры как основа

2

цикла

качества и эффективности медицинской помощи.
2.2.

Биомедицинская этика, этика, деонтология, деловой

2

этикет, имидж.
2.3.

Технологии выполнения простых медицинских услуг.

2

2.4.

Правовые основы в работе медицинского персонала. Права

2

и ответственность.
3.

Модуль

3.

Организация

стерилизационных

в

централизованных

16

лечебно-профилактических

цикла

учреждениях.
3.1.

Основные

принципы

организации

централизованных

4

стерилизационных отделений
3.2.

Организация работы медицинской сестры ЦСО.

3.3.

Требования

к

помещениям

для

установки

4
паровых

с 3 по 7 день

4

стерилизаторов и безопасности при их эксплуатации.
3.4.

Стандарты оснащения центрального стерилизационного

4

отделения.
4.

Модуль 4. Технология работы на аппаратах,

24

работающих под давлением.
4.1.

с 7 по 10 день
цикла

Стерилизация паровым методом (водяной насыщенный пар

6

под избыточным давлением).
4.2.

Паровые стерилизаторы. Требования безопасности.

6

4.3.

Медицинский паровой стерилизатор автоклав.

6

4.4.

Инструкция по охране труда при обслуживании

6

стерилизаторов (автоклавов).
Модуль 5. Стерилизация и дезинфекция.

48

5.1.

Санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ

4

5.2.

Дезинфекция в ЛПМО.

4

5.3.

Предстерилизационная очистка, этапы, способы, контроль

4

5.

с 11 по 18
день цикла

качества, средства.
5.4.

Предстерилизационная очистка медицинских изделий как

4

важнейший этап стерилизации.
5.5.

Упаковка и укладка изделий медицинского назначения.

4

5.6.

Виды, методы и способы стерилизации.

4

5.7.

Заключительная дезинфекция.

4

5.8.

Приготовление растворов дезинфицирующих средств.

4

5.9.

Практически стерильные инструменты.

4

5.10. Алгоритм выполнения манипуляций.

4

5.11. Дезинфектанты и их применение.

4

5.12. Дезинфекция

и

стерилизация

медицинского

4

инструментария.
6.

Модуль 6. Контроль за ЦСО и стерилизационной
аппаратурой.

14

с 19 по 20
день цикла

6.1.

Инструкция по охране труда при работе на паровых

6

стерилизаторах.
6.2.

Производственная инструкция.

4

6.3.

Требования безопасности при работе на паровых

4

стерилизаторах.
7.

Модуль 7. Инфекционная безопасность и

24

инфекционный контроль.

с 20 по 23
день цикла

7.1.

Внутрибольничные инфекции.

4

7.2.

Инфекционный контроль.

4

7.3.

Профилактика, диагностика и лечение коронавирусной

4

инфекции (COVID-19).
7.4.

Дезинфекция в ЛПМО.

7.5.

Дезинфекция

и

4
стерилизация

медицинского

4

инструментария.
7.6.

Факторы, влияющие на эффективность дезинфекционных

4

мероприятий.
8.

Итоговая аттестация
ИТОГО

4

24 день цикла

144

24

3.4.

Программы учебных модулей:

Модуль 1. Система и политика здравоохранения в Российской Федерации.
Концепция развития сестринского дела на современном этапе. Понятие о системе
здравоохранения.
Приоритетные

Перспективы

концепции

развития

развития

здравоохранения

здравоохранения.

в

России

Статистические

и

регионе.

показатели,

характеризующие состояние здоровья населения. Основы медицинского страхования.
Понятие о менеджменте в сестринском деле. Медицинский маркетинг. Основы
законодательства и права в здравоохранении. Трудовое право, юридическая защита и
юридическая ответственность медицинской деятельности. Сестринское образование в
Российской Федерации.
Медицинская этика, деонтология, биоэтика. Сестринское дело в централизованном
стерилизационном отделении - прикладная наука и вид деятельности. История развития
сестринского дела в России. Теория сестринского дела. Философия и

история

сестринского дела. Общение в сестринском деле. Психология профессионального
общения в стрессовых ситуациях. Сестринская педагогика. Этика и деонтология.
Этический кодекс медсестры. Проблемы биоэтики. Ятрогенные заболевания. Эвтаназия.
Паллиативная

сестринская

помощь.

Танатология.

Сестринский

процесс.

Этапы

сестринского процесса. Сестринский диагноз. Сестринская история болезни. Основы
валеологии и саналогии. Методы и средства санитарного просвещения. Роль сестринского
персонала в территориальных программах оздоровления населения. ПМСП. Принципы.
Элементы. Роль медсестры в ПМСП.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в медицинской организации.
Санитарно-противоэпидемический

режим.

Понятие.

Значение.

Приказы,

регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в отделении. Организация
работы медицинских сестер по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима в
отделении. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря. Общие
требования: бельевой режим, личная гигиена больных и обслуживающего медицинского
персонала.
Модуль 2. Актуальные вопросы сестринского дела.
Стандартизация деятельности медсестры как основа качества и эффективности
медицинской помощи. Биомедицинская этика, этика, деонтология, деловой этикет, имидж.
Производственная безопасность и роль руководителя в ее обеспечении. Эргономика и
биомеханика на рабочем месте. Технологии выполнения простых медицинских услуг.
Трудовое законодательство. Нормирование труда сестринского персонала. Правовая
ответственность в сфере охраны здоровья.

Модуль 3. Организация централизованных стерилизационных в лечебнопрофилактических учреждениях
Основные

принципы

организации

централизованных

стерилизационных

отделений. Организация работы медицинской сестры ЦСО. Требования к помещениям для
установки паровых стерилизаторов и безопасности при их эксплуатации. Стандарты
оснащения центрального стерилизационного отделения.
Модуль 4. Технология работы на аппаратах, работающих под давлением.
Стерилизация паровым методом (водяной насыщенный пар под избыточным
давлением). Паровые стерилизаторы. Требования безопасности. Медицинский паровой
стерилизатор автоклав. Инструкция по охране труда при обслуживании стерилизаторов
(автоклавов).
Модуль 5. Стерилизация и дезинфекция.
Санитарно-эпидемиологический
Предстерилизационная

очистка,

режим

этапы,

в

ЛПУ.

способы,

Дезинфекция

контроль

качества,

в

ЛПМО.
средства.

Предстерилизационная очистка медицинских изделий как важнейший этап стерилизации.
Упаковка и укладка изделий медицинского назначения. Виды, методы и способы
стерилизации.
дезинфицирующих

Заключительная
средств.

дезинфекция.

Практически

Приготовление

стерильные

растворов

инструменты.

Алгоритм

выполнения манипуляций. Дезинфектанты и их применение. Дезинфекция и стерилизация
медицинского инструментария.
Модуль 6. Контроль за ЦСО и стерилизационной аппаратурой
Инструкция

по

охране

труда

при

работе

на

паровых

стерилизаторах.

Производственная инструкция. Требования безопасности при работе на паровых
стерилизаторах.
Модуль 7. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль
Внутрибольничные

инфекции.

Инфекционный

контроль.

Профилактика,

диагностика и лечение коронавирусной инфекции (COVID-19). Дезинфекция в ЛПМО.
Дезинфекция и стерилизация медицинского инструментария. Факторы, влияющие на
эффективность дезинфекционных мероприятий.

4.

Материально–технические условия реализации программы (ДПО и ЭО)

Обучение проводится с применением системы дистанционного обучения, которая
предоставляет неограниченный доступ к электронной информационно – образовательной
среде, электронной библиотеке образовательного учреждения из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Электронная информационно–образовательная среда обеспечивает:
- доступ к учебным программам, модулям, издания электронных библиотечных
систем и электронным образовательным ресурсам;
-

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной

аттестации и результатов освоения дополнительной профессиональной программы;
-проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение
работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников
образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, посредством
сети «Интернет»;
-

идентификация

личности

при

подтверждении

результатов

обучения

осуществляется с помощью программы дистанционного образования института, которая
предусматривает регистрацию обучающегося, а так же персонифицированный учет
данных об итоговой аттестации.
5.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Реализация настоящей дополнительной профессиональной программы повышения
квалификации обеспечивается высококвалифицированными педагогическими и научнопедагогическими

кадрами,

имеющими

достаточный

опыт

работы

в

области

профессиональной деятельности, соответствующей направленности образовательной
программы, состоящими в штате АНО ДПО «Центральный многопрофильный институт».
Учебный процесс осуществляется в системе дистанционного обучения АНО ДПО
«Центральный многопрофильный институт», доступ к которой возможен с любого
персонального компьютера, независимо от места нахождения слушателя. В СДО
размещаются учебно-методические материалы, электронные образовательные ресурсы
(лекционный материал (текстовый формат), ссылки на основную и дополнительную
литературу, тесты для самопроверки. Все слушатели имеют возможность использования
ресурсов электронной библиотеки института.

Учебно – методическое обеспечение программы

6.
1.

Кузнецова Н. В. Теория сестринского дела и медицина катастроф: учеб. пособие
/Н. В. Кузнецова Т. Н. Орлова А. А. Скребушевская - Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2014;

2.

Чиж

И.

М.

Безопасность

жизнедеятельности

человека

в

медицинских

организациях: краткий курс / И. М. Чиж, В. Г. Баженов. – М.: Альфа-М: ИНФРАМ, 2014 – 160 с.;
3.

Рубан, Э. Д. Хирургия: учебник / Э. Д. Рубан. – Изд. 6-е, стер. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2014 г.;

4.

Шумилкин В. Р., Нузданова Н. И. Алгоритмы для медсестер Изд. Фолиант 2016112с;

5.

Осипова В. Л. Дезинфекция. Учебное пособие. Изд. ГЭОТАР-Медиа 2018 г.

6.

Аванесьянц Э. М. Психология и сестринский процесс: учеб. пособие / Э.М.
Аванесьянц, Е. Е. Рукавишникова. – М.: АНМИ, 2002.

7.

Афонин, А. Н. Теория и практика лабораторных гистологических исследований :
учебник / А. Н. Афонин, Т. Ю. Белозерова, Т. П. Зимина. - 2-е изд., стереотип. СанктПетербург: Лань, 2021. - (Среднее медицинское образование).

8.

Василенко, М. А. Общественное здоровье и здравоохранение : учебное пособие /
М. А. Василенко, С. С. Колесникова. - Ростовна-Дону: Феникс, 2020. - 237 [1] с. (Среднее медицинское образование).

9.

Григорьев, К. И. Диагностика и лечение пациентов детского возраста : учебник / К.
И. Григорьев. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 560 с.: ил.

10.

Двойников, С. И. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: учебное
пособие / С. И. Двойников, Л. С. Жилина. - 5-е изд., стереотип. - Санкт-Петербург:
Лань, 2021. - 299 с. - (Сестринское дело).

11.

Камышева, Карина Сергеевна. Основы микробиологии и иммунологии: учебное
пособие / К. С. Камышева. - 5-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 381 [1] с. (Среднее медицинское образование).

12.

Козлова, Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей : учебное
пособие / Л. В. Козлова, С. А. Козлов, Л. А. Семененко. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2021. - 475 с.: ил. - (Среднее медицинское образование).

13.

Кривошапкина, Л. В. Деятельность среднего медицинского персонала при
неотложных

состояниях

у детей:

учебно-методическое

пособие /

Л.

В.

Кривошапкина. - 2-е изд., стереотип. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 119 с. (Среднее профессиональное образование).

14.

Москалева, С. Н. Сестринское дело при туберкулезе : учебное пособие / С. Н.
Москалева. - 6-е изд., стереотипное. - СанктПетербург: Лань, 2021. - 224 с. : ил. (Среднее профессиональное образование).

15.

Мустафина, И. Г. Основы патологии : курс лекций: учебное пособие / И. Г.
Мустафина. - 4-е изд., стереотипное. - СанктПетербург : Лань, 2021. - 184 с. (Среднее профессиональное образование).

16.

Перфильева, Н. В. Проведение лабораторных общеклинических исследований:
учебник / Н. В. Перфильева. - 3-е изд., стереотип. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. 137 с. - (Среднее профессиональное образование).

17.

Вакцины и вакцинация: нац. рук. Краткое изд. [Текст] / под ред. В.В. Зверева и др.
– М.: Изд. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2014 – 836 с.

18.

Зыбцева Л.Г. Уход на дому за пациентами с нарушением потребности движения:
полезная информация для пациентов и родственников [Текст] / Л. Г. Зыбцева ; Ряз.
гос. мед. ун-т. – Рязань : РИО РязГМУ, 2015 – 44 с.

19.

Кучма В.Р. Здоровый человек и его окружение [Текст] : учеб. для мед. училищ и
колледжей / В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Изд.
Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2015 – 537 с.

20.

Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»
[Текст] : учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / С.А. Мухина, И.И.
Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. группа «ГЭОТАРМедиа», 2016 – 506
с.

21.

Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник / В.А.
Медик, В.И. Лисицин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАРМедиа,2016 –
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437018.html

22.

Оценка состояния здоровья детей раннего возраста [Текст] : учеб.- метод. пособие
для студентов лечеб. и медико-профилакт. фак. / Ряз. гос. мед. ун-т; сост.: А.В.
Дмитриев, Т.Г. Ткаченко, Р.А. Гудков, Федина Н.В., Е.Е. Шатская, В.И. Петрова,
Т.А. Филимонова. – Рязань : РИО РязГМУ, 2014 –143 с.

Оценка качества освоения программы

7.
Оценка

качества

освоения

дополнительной

профессиональной

программы

повышения квалификации слушателями включает промежуточную аттестацию в форме
самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством
проведения экзамена и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с
целями и содержанием программы.
Слушатель считается аттестованным, если имеет положительные оценки (3,4 или 5)
по всем разделам программы, выносимым на экзамен.
Форма итоговой аттестации

8.

По итогам освоения образовательной программы проводится итоговая аттестация в
форме

итогового

тестирования.

Итоговая

аттестация

проводится

в

форме

автоматизированного теста. Тест состоит из заданий с кратким ответом: задания на выбор
и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов, за выполнение
автоматизированного теста количество правильных ответов в процентах от 100%.
Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию,
выдается документ о повышении квалификации. Лицам, не прошедшим итоговой
аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а
также

лицам,

освоившим

часть

дополнительной

профессиональной

программы

повышения квалификации и (или) отчисленным из организации, выдается справка об
обучении (периоде обучения) по установленному образцу.
Форма

документа,

выдаваемого

по

результатам

освоения

программы:

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Критерии оценивания
Оценка «отлично» выставляется слушателю в случае 90-100% правильных ответов теста.
Оценка «хорошо» выставляется слушателю в случае, 80-89% правильных ответов теста.
Оценка «удовлетворительно» выставляется слушателю в случае 65-79% правильных
ответов теста.
9.

Оценочные материалы

Комплект оценочных средств состоит из оценочных средств для итоговой
аттестации по профессиональным модулям. Оценочными материалами являются
автоматизированные тесты. Тесты состоят из заданий с кратким ответом: задания на
выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов.

Примерные тестовые вопросы для итогового тестирования по ДПП ПК
«Сестринское дело»
Выбрать один правильный ответ.
Качество медицинской услуги - это

1.
a)

совокупность

свойств продукции, которая обеспечивает

удовлетворение

потребностей людей в охране здоровья;
b)

использование достижений научно-технического прогресса при оказании
медицинских услуг;

c)

удовлетворенность пролеченного человека;

d)

результат, полученный при диагностике, реабилитации, профилактике;
Основные направления развития здравоохранения России на период до

2.

2021 года предусмотрены:
a)

Конституцией РФ;

b)

Федеральным Законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;

c)

Государственной

Программой

«Концепция

развития

здравоохранения

Российской Федерации»;
d)

Национальным проектом «Здоровье»;
Охрана

3.

здоровья

граждан

РФ

подразумевает

совокупность

мер,

направленных на:
a)

сохранение и укрепление здоровья;

b)

поддержание активного долголетия;

c)

развитие экономики здравоохранения;

d)

получение прибыли ЛПО;
Учетной формой изучения инфекционной заболеваемости является:

4.
a)

специальное извещение о неэпидемическом заболевании;

b)

экстренное извещение об инфекционном заболевании;

c)

листок временной нетрудоспособности;

d)

карта выбывшего из стационара;
В основу организации амбулаторно-поликлинической помощи положен

5.

принцип:
a)

меняющегося состава поликлинических больных по сравнению со стационаром;

b)

ограниченности времени на поликлиническом приеме;

c)

специализации оказываемой помощи;

d)

участков;

При направлении на санаторно-курортное лечение пациента, находящегося

6.

на диспансерном учете, при наличии путевки заполняется:
a)

справка для получения путевки;

b)

выписка из медицинской карты амбулаторного больного;

c)

журнал записи амбулаторных операций;

d)

санаторно-курортная карта;
Отделение профилактики является структурным подразделением:

7.
a)

стационара;

b)

поликлиники;

c)

диспансера;

d)

родильного дома;
Ночным является время:

8.
a)

с 22-00 до 6-00;

b)

с 22-00 до 8-00;

c)

с 24-00 до 6-00;

d)

с 24-00 до 8-00;
При

9.

установлении

очередности

оказания

медпомощи

нескольким

пациентам медсестра должна руководствоваться:
a)

возрастом и полом;

b)

личным отношением;

c)

социальным статусом;

d)

медицинскими показаниями;
Графики сменности доводят до сведения работников не позже, чем:

10.
a)

За 1 месяц до их введения в действие;

b)

За 10 дней до их введения в действие.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».